Магистром можешь ты не стать, но бакалавром быть обязан!

Ректор КНТУ Михаил Черновол – об особенностях вступительной кампании-2007

ОНИ приходят каждое лето. ИХ ждут, ИХ боятся, к ИХ наступлению усердно готовятся. Радуются, когда ОНИ проходят успешно, и ужасно расстраиваются, когда ИХ проваливают. ОНИ – это вступительные экзамены в высшие учебные заведения.

С 20 июня в Кировоградском национальном техническом университете начали принимать документы у желающих поступить в учебное заведение. О том, какие сюрпризы ожидают в этом году абитуриентов техуниверситета, нашему еженедельнику рассказал ректор КНТУ, профессор Михаил Черновол.

- Михаил Иванович, в чем заключаются особенности нынешней вступительной кампании?

- Их несколько. Во-первых, с этого года в высших учебных заведениях для студентов первого курса впервые вводится новый перечень специальностей, который гораздо ближе к общеевропейскому, существующему в рамках Болонского соглашения. Сама идея Болонского договора подразумевает мобильность студентов и преподавателей в пределах общего образовательного пространства, возможность менять учебные заведения в любой период обучения. Этот же принцип предполагает наличие одинаковых специальностей. А количество специальностей в украинских вузах очень большое, этот список гораздо шире, чем в Европе.

Конечно, и наш новый перечень не полностью соответствует европейскому. Все-таки у нас в образовании есть свои традиции, крепко укоренившиеся в системе высшей школы. Все изменить сразу невозможно, но можно хотя бы как-то приблизить к общеевропейским стандартам.

Интеграция в Болонское сообщество – это, конечно же, хорошо, но возникает ряд проблем. Названия некоторых новых специальностей, понятные для европейских выпускников школ и их родителей, могут запутать наших абитуриентов. Например, у нас в вузе была специальность «Системы управления и автоматики, гибкие компьютеризированные системы и робототехника». Сейчас это направление «Системная инженерия». Для школьника не ясно, что скрывается за названием специальности, что он будет изучать в процессе обучения, где он сможет работать по окончании вуза. В нашем университете всегда была традиционная специальность «Сельскохозяйственные машины». Сейчас ее нет. Учебное направление называется «Машиностроение». В рамках этого направления возможно дальнейшее профилирование по специальностям: сельхозмашины, дорожные машины и т.д. Нам придется перестраивать информационную, рекламную кампанию, в связи с внедрением нового перечня специальностей вести дополнительную разъяснительную работу с выпускниками школы.

Но студенты, которые уже окончили первый курс, продолжат учиться по старым специальностям и получат дипломы с прежними названиями специальностей.

Вторая особенность – это то, что начиная с нынешнего года все вступительные экзамены стали письменными, в виде тестов. Абитуриент имеет право ознакомиться с результатами своих экзаменационных работ, если его что-то не устраивает, он может обратиться в апелляционную комиссию. Самой большой сложностью стало составление тестов по украинскому языку (до этого абитуриенты писали диктант).

Еще одна особенность этого года – то, что вступительных кампаний, по сути, две. Университет проводит прием на первый курс и на пятый курс на специалиста или магистра (после обучения на четырех курсах бакалавриата мы студентов отчисляем из вуза, потом они заново поступают на следующий курс). Причем в этом году ожидается очень напряженная вступительная кампания на пятый курс и в магистратуру, ажиотаж чувствуется. Раньше мы даже уговаривали студентов поступать в магистратуру. Желающих было не так и много, в основном те, кто собирался дальше поступать в аспирантуру, идти на преподавательскую, научную работу. Сейчас едва ли не все выпускники четвертого курса намерены продолжать учиться на магистров.

Проблема в том, что количество мест государственного заказа в магистратуре ограничено. На сегодня, по разным специальностям, лицензия составляет 10-15% от числа выпускников бакалавриата. Ожидается серьезный конкурс в магистратуру, даже на платные места. Может получиться, что не смогут продолжить учебу даже те бакалавры, у которых за четыре года обучения средний балл был «5,0»: в случае, если таких отличников будет десять, а мест – только пять.

В целом в этом году Министерство образования, как и обещало, «срезало» госзаказ на экономические специальности и на направление менеджмента. Количество государственных мест на некоторые инженерные специальности осталось на таком же уровне, на некоторые (особенно там, где мы просили повысить заявку) – увеличилось. Выросло количество госбюджетных мест на направлениях: машиностроение, инженерная механика, строительство…

- Уменьшение количества специальностей не приведет к укрупнению кафедр, сокращению преподавателей?

Для того, чтобы наши преподаватели не считали себя ущемленными им предоставляется возможность отдыха в Турции. В виде компенсации за нанесенные неудобства наше заведение предлагает им посетить отели Стамбула в районе Лалели. Это самые красивые отели в Турции, оформленные, в основном, в классическом стиле.

- Число специальностей пока уменьшилось ненамного. Проблема заключается в другом. До сих пор законодательно не решен вопрос перехода на два уровня – бакалавр и магистр. Сейчас после четырех курсов практически никто из студентов из вуза не уходит. Обычно 99% студентов продолжают обучение в университете на пятом курсе, после которого получают диплом специалиста или магистра. Когда все-таки пройдет реформа и вузы станут готовить студентов только по двум уровням, в магистратуру смогут поступить не больше 20% выпускников четвертого курса (сколько именно, государство решит путем лицензирования). То есть на выпускающих кафедрах станет на 80% студентов меньше. Соответственно, уменьшится нагрузка на преподавателей… Но в Европе так и есть, 80% всех европейцев, имеющих высшее образование, в свое время получили диплом бакалавра.

- А наши украинские предприятия готовы принимать на работу специалистов с 4-летним высшим образованием?

- Наши предприятия к переходу на два уровня образования относятся по-разному. Я уже когда-то говорил, как меня поразило то, что в высших учебных заведениях Германии нет специальности «Автомобили». Заводы «Мерседес», «Ауди» и др. есть, а такой специальности нет. Бакалавр, выпускник немецкого вуза по направлению «Машиностроение», имеет общие знания по теме и может устроиться на работу как в фирму по изготовлению комбайнов, так и на завод, где производят автомобили или иную технику. Там на фирмах есть собственные очень мощные учебные центры, в которых вчерашних выпускников вузов «натаскивают» на узкую специализацию. У нас же считается, что студент должен знать всю технику еще во время обучения в университете…

Дело еще в том, что у нас наблюдается серьезная нестыковка рынка труда и рынка образовательных услуг. Сейчас нужны специалисты по машиностроению. «Гидросила», «Красная звезда» проводят огромную просветительскую работу с выпускниками школ, однако молодежь не хочет работать на заводах, молодые люди не представляют себя в цеху. Есть заводы Станислава Березкина, но конкурс на специальность, связанную с перерабатывающей промышленностью, небольшой. Все-таки мы – учебное заведение, ориентированное на Кировоградскую область. Поэтому нас волнует, нужны ли наши специальности региону, куда пойдут работать наши выпускники. К сожалению, специальности, которые требуются региону, у абитуриентов пока популярностью не пользуются…

Украина-Центр
Догори