Исторические “автовехи”

Первый автомобиль. Кировоградский портал

Как известно, первый в царской России автомобиль появился в Одессе в 1891 году. Его привез из-за границы редактор местной газеты «Одесский Листок» Василий Васильевич Навроцкий. Правда, выяснить марку или хотя бы «национальную принадлежность»этой машины исследователям пока так и не удалось. Историки техники до сих пор спорят, было ли это авто немецким или же оно являлось продуктом французской промышленности. Честно говоря, по большому счету, это и не важно. Главное в том, что в самом начале 90-х годов прошлого века Российская Империя вошла в сообщество «автомобильных держав», со всеми вытекавшими отсюда последствиями. Постепенно количество автомобилей в стране росло. Во второй половине 1898 года в Санкт-Петербурге открылся первый магазин, торговавший автомобилями и мотоциклами.

А поскольку тон в автомобильном деле тогда задавали французские производители, то и заведение это, разумеется, было французским. Принадлежало оно компании «Клеман-Гладиатор-Фебус». Первым директором первого стране автомобильного магазина был Луи Мази, который, помимо прочего, приложил руку к организации самых первых в России автомобильных гонок, состоявшихся в октябре того же 1898 года. Отличился Мази и на спортивном поприще, выиграв ряд крупных автомобильных состязаний.

Первый автомобиль. Кировоградский портал

Благодаря гонкам, в стране рос интерес к автомобилю, а стараниями первых энтузиастов в страну их ввозилось все больше и больше. В 1900 году в таможенной статистике России появился новый раздел- «Ввоз автомобилей и их частей», в котором отмечалось, когда, сколько и каких машин было ввезено в пределы Империи на протяжении отчетного периода. Это означало, что автомобилизм из частного дела превратился в дело государственное. Благодаря сохранившимся таможенным документам, мы сегодня с полным основанием можем заявить, что ведущими поставщиками моторных экипажей были Франция и Германия. Но, разумеется, не только они. Автомобили ввозились из целого ряда других стран: Италии, Англии, Австрии, Швейцарии и даже из Североамериканских Соединенных Штатов. Но большая их часть все-таки принадлежала к французским или немецким маркам. Причем, по свидетельству одного из крупнейших русских автомобильных журналистов-Андрея Платоновича Нагеля, примерно до 1909 года французские машины доминировали на русском рынке, но затем немецким фирмам удалось перехватить инициативу. Причина была в том, что Германия являлась непосредственной соседкой России и перегон машин через границу не требовал больших затрат. Французам же нужно было везти свой товар либо по железной дороге через территории нескольких государств, включая Германию, либо отправлять автомобили морем.

Кроме того, германские фирмы, пользуясь благоприятной для них обстановкой, проводили на русском рынке весьма агрессивную политику, затрачивая на рекламные акции (спортивные состязания, объявления в ведущих газетах и журналах, наем офисных помещений на центральных улицах и площадях крупнейших городов и т. д.) огромные деньги. Французские же компании были более осторожны в своей политике и работали с меньшим размахом.

100-летний юбилей

Первый Mercedes. Кировоградский портал

Первая партия из 36 автомобилей с 35-сильным двигателем, которые впоследствии получили название «Мерседес», были произведены компанией «Daimler-Motoren-Gesellschaft» в Штутгарте в 1900 году для предпринимателя Эмиля Йеллинека. Тот остался доволен машинами и присвоил новой марке имя своей дочери. С 1900 года на заводах, выпускавших автомобили марки «Мерседес», было произведено в общей сложности около 90 млн. таких машин. В 2000 году концерн «DaimlerChrysler» выпустил и продал 1 млн. этих автомобилей.

Догори